Новости
     Наше Эко качество
Ваша Эко номия!

Новости

29.12.2014

«R&T®Octane» в журнале "Нефтепереработка и нефтехимия" (№12, 2014)

НиН_2.png


Изменение структуры автомобильного парка России повлекло за собой рост требований к октановым числам бензинов. В течение последних лет основным бензином в нашей стране является бензин АИ-92, но одновременно ускоряющимися темпами растёт потребность в бензине АИ-95. Анализ качества топливных фракций по стране показывает, что компаундированием углеводородных продуктов нефтепереработки и нефтехимии проблему производства высокооктановых бензинов не решить. Технологические возможности отрасли способны обеспечить октановое число на уровне 93 ед. (по исследовательскому методу). Многие заводы испытывают трудности с выработкой бензина АИ-92 без специальных добавок. Подавляющая часть российских НПЗ не подготовлена к производству качественного бензина, который сможет отвечать новым требованиям.

Современные требования к автомобильным бензинам существенно ограничивают возможности улучшения антидетонационных свойств топлива, поскольку предусматривают запрет на применение металлорганических добавок и ограничивают содержание в бензинах высокооктановых ароматических углеводородов. Присутствующие на российском рынке присадки, такие как «Каскад 3», «Каскад 4», «БВД-премиум», содержат в своем составе N-метиланилин (ММА), что не позволяет получать бензин марки Регуляр-92 экологического класса 5 согласно ГОСТ Р 51105-97 и бензин марки Премиум-95 согласно ГОСТ Р 51866-2002.

По инициативе Министерства энергетики Российской Федерации с 1 января 2016 г. присутствие ММА предполагается запретить во всех марках бензина в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 013/2011) «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту». Причины запрета N-метиланилина мотивируют экологической опасностью, токсичностью, необходимостью сокращения производства некачественных бензинов.

На сегодняшний день много внимания уделяется топливным присадкам, которые способны компенсировать недостатки продуктов нефтепереработки и обеспечить производство высокооктановых топлив. Широкое распространение на российском рынке получили две топливные добавки: метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) и монометиланилин (ММА).

Прирост октанового числа при введении в бензин максимально допустимого количества МТБЭ (15% об.) составляет 4-6 ед. Можно рассчитать, что доведение ИОЧ бензинового пула страны с 93 до 95 ед. потребует введения в среднем 7,5% МТБЭ (75 кг/т).

Объёмы производства МТБЭ в РФ не достаточны, чтобы покрыть возрастающие потребности. По различным подсчётам экспертов при переходе на Евро-5 потребность в МТБЭ возрастёт до 2-2,5 млн т/год, однако российское производство может составить только 1 млн т.

На данный момент накоплен обширный опыт применения ММА. Прирост октанового числа при введении 1% об. составляет 4-5 пунктов. Эффективность действия добавки при увеличении ввода снижается. Среди недостатков N-метиланилина — токсичность, склонность к смолообразованию, плохие органолептические свойства. В связи с упомянутым выше Техническим регламентом применение ММА ограничивается и с 2016 г. будет невозможно.

Проблема усугубляется тем, что основными носителями октанового числа в российских бензинах являются фракции риформинга, но их доля будет постепенно снижаться в связи с требуемым ограничением концентрации ароматических углеводородов в топливах. Удаление 5% ароматических углеводородов соответствует «потере» 1 ед. ОЧ, которую тоже надо восполнять.

Отказ от ММА, сокращение доли бензиновых фракций риформинга, ограничение возможностей МТБЭ должны быть чем-то компенсированы.

На российском рынке появился новый продукт, предназначенный для повышения октанового числа бензина — «R&T®Octane». Добавка обладает высокими антидетонационными свойствами, не содержит в составе железа, свинца, марганца, N-метиланилина, производится по ТУ 0275-006-63538901.

«R&T®Octane» — октаноповышающая добавка российского производства, предназначена для повышения октанового числа бензинов. Применение «R&T®Octane» на российском рынке актуально, поскольку НПЗ не имеют достаточных мощностей изомеризации, алкилирования и гидроочистки бензиновых фракций каталитического крекинга при переработке нефти. Использование МТБЭ для повышения октанового числа бензинов требует больших затрат на транспортирование и хранение из-за высокой концентрации. Присадки на основе высокотоксичного N-метиланилина будут запрещены с 1 января 2016 г.

«R&T®Octane» разработана и производится в России в промышленных объёмах, рекомендована для производства неэтилированных бензинов Регуляр-92 и Премиум-95 в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51866-2002 и Техническим Регламентом Таможенного союза (ТР ТС 013/2011). Применяется в концентрации от 1,0 до 3,0% об. в зависимости от качества топлива.

В табл. 1 приведены сведения о преимуществах и недостатках ряда присадок «R&T®Octane».

Таблица 1

Преимущества и недостатки доступных присадок в сравнении с «R&T®Octane»

Присадка

TEL

MTБЭ

MMT

ММА

R&T®Octane

Преимущества

Существенно увеличивает значение ОЧ

Высокооктановый материал. Существенно увеличивает значение ОЧ. Хорошая химическая стабильность. Экономия топлива 1,4-1,6%. Лёгкая изнашиваемость цилиндра. Отмечено улучшение в чистоте. Низкая токсичность. Отсутствие мутагенной активности

При низкой стоимости и небольшой дозировке может быть эффективен в увеличении ОЧ у ряда нефтяных продуктов

Значительно увеличивает ОЧ бензина.

Увеличивает ОЧ бензина. Уменьшение испаряемости насыщенных паров. Хорошие химические характеристики. Увеличенная химическая стабильность. Не содержит N-метиланилин

Недостатки

Свинцовая присадка, высокотоксичная. Увеличивает загрязнения от выхлопных газов. Призыв Международного комитета к полному запрету на использование

Токсичен. Обнаружен в грунтовых водах. Неразлагающийся. Запрещен к использованию в некоторых юрисдикциях.

Токсичный материал. Повышенное содержание марганца в выбросах из выхлопной трубы. Пористые отложения на двигателе. Передозировка приводит к быстрому уменьшению ОЧ

Содержит в своем составе N-метилани­лин. Увеличивает склонность топлива к образованию отложений во впускной системе двигателя

Добавляемое количество и уровень увеличения ОЧ находятся не в линейном отношении

Сравнительные характеристики параметров «R&T®Octane» и некоторых присадок даны в табл. 2.

Таблица 2

Сравнительные данные характеристик «R&T®Octane» и других доступных присадок

Показатели

Присадка

TEL

MTБЭ

MMT

ММА

R&T®Octane

Увеличение ОЧ

Очевидное

Общее

Очевидное при низкой дозировке

Очевидное

Очевидное

Степень улучшения качества сгорания топлива

Нет улучшения

Улучшение

Нет улучшения

Нет улучшения

Улучшение

Увеличение стабильности топлива

Нет улучшения

Незначительное улучшение

Нет улучшения

Улучшение

Улучшение

Пункт

TEL

MTBE

MMT

ММА

«R&T®Octane»

Дозировка

0,04-0,1 %

7-20 %

0,01-0,04 %

1-3 %

1-2 %

Уровень загрязненности выхлопных газов

Серьезная загрязненность

Загрязненность

Средняя загрязненность

Средняя загрязненность

Сильно сокращенная

Экономия топлива

Нет

1,4-1,6 %

Нет

До 7%

Свыше 6-8 %

Добавка «R&T®Octane» прошла лабораторные испытания в составе автомобильных бензинов в ОАО «ВНИИ НП», ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России», ООО «Центр исследований и разработок», «SGS Vostok Limited» (Санкт-Петербург), а также в РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, в результате которых получены официальные заключения, подтверждающие высокую эффективность добавки. Исходя из полученных заключений следует, что добавка «R&T®Octane» при введении в топливо не меняет его физико-химические свойства. Присадка «R&T®Octane» в 3-5 раз превосходит МТБЭ по атидетонационной эффективности, требует меньших затрат на транспортирование и хранение. Бензины неэтилированные Регуляр-92 и Премиум Евро-95, полученные при добавлении «R&T®Octane», полностью соответствуют требованиям ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-2004) «Государственный стандарт Российской Федерации. Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия» и Технического Регламента Таможенного Союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011).

С рефератом статьи можно ознакомиться на сайте журнала "Нефтепереработка и нефтехимия"

Возврат к списку